17 июня 2017 года мы объявили днём сплава по Ловати. Идея возникла у нас как-то спонтанно. Ещё неожиданнее получился сам выезд. Старенькая лодка, хранящаяся на даче у нашего технического директора, то бишь администратора, а по совместительству просто Вофки, успешно прошла тест на дырявость. И тут мысль «А почему бы и нет?!», не успев толком оформиться, дала нам хорошего пинка под зад. В итоге в субботу ровно в полдень стартуем от автомобильного моста на трассе Великие Луки – Невель.

Ловать

Речка встретила нас приветливым лёгким журчанием, отсутствием комаров и скромным количеством рыбаков. Течение от точки старта до Полибино почти не чувствовалось, иногда Ловать становилась похожа на небольшое озерцо, и только водоросли подсказывали, что мы на реке.

Ловать

Да и лодка наша двигалась в нужном направлении почти сама, ведь грести мы ленились, а больше любовались окрестными видами да изредка поглядывали на навигатор: как ни крути, а краеведческий проект не может просто так разгуливать по окрестностям. Нам места с историей подавай! И первую остановку мы сделали у деревни Клёвники. Примерно в том месте, где наш навигатор старательно показывал мост.

Навигатор с картой 1940-х годов

Клёвники – место примечательное. На правом берегу реки раскинулась деревня – наследница некогда богатого имения.

Клёвники

Сельцо Клёвники входило в состав огромной вотчины, полученной генералом Иваном Ивановичем Михельсоном от Екатерины Второй за подавление восстания Емельяна Пугачёва. Затем сельцо досталось в наследство его племяннику генералу Александру Львовичу Воинову. Последними владельцами усадьбы в Клёвниках были Гибер-фон-Грейфенфельсы, кстати, тоже потомки И.И. Михельсона.

Сейчас от имения не осталось ничего. Полузаросший пруд, несколько лип и невероятной красоты пейзажи, всё-таки, слабо напоминают богатую барскую усадьбу. Хотя, если пофантазировать…

Клёвники

На левом берегу, буквально в 500-700 метрах от реки в начале 19 века генерал Воинов заложил церковь во имя Александра Пресвитера. Храм погиб в 1943 году. Клёвники. На левом берегу

В декабре 1942 ровно через Клёвники и Клёвниковский погост проходила линия фронта, а в марте 1943 года базировались наши части. Судя по картам, бои здесь были нешуточные. Впрочем, как и везде на великолукской земле.



В наши дни довольно сложно отыскать среди травы и подлеска место, где стояла церковь. Вот мы и не стали тратить время – это дело для ранней весны. А в жаркий летний день хочется поскорее сбежать на воду подальше от комаров и духоты.

Кстати, заведя речь о великолукской земле, я немного покривила душой. Как-никак, а «великолукскими» эти земли являются меньше века. Ещё в начале 20 столетия Клёвники да и добрая часть юга нашего района входили в состав Невельского уезда Витебской губернии.

План Генерального межевания Невельского уезда Витебской губернии. 18 век.

Границей губерний река становилась на небольшом промежутке между устьями речек Балаздынь и Рубежанка. Вот такая приграничная земля и пограничная река Ловать.

Берега Ловати.

Примерно через 3 километра после Клёвников мы встретились с Балаздынью. Она течёт среди невысоких берегов и тихонечко впадает в Ловать.

Место впадения реки Балаздыни в Ловать.

Ближе к Полибино речка стала немного шустрее. Стали появляться камни и симпатичные заводи. Почти у самой деревни нам встретились рыбаки на берегу и старые сваи давно исчезнувшего моста в воде.

Камень в русле Ловати.



Сваи старого моста.

В 16.30 промелькнул мост в Полибино.

Автомобильный мост около Полибино.

А вместе с ним промелькнула и мысль о том, чтобы высадиться на берег и закончить наше путешествие здесь.

Но впереди (мы точно знали!) есть мельничная запруда и подвесной мост. Какие причалы? Только вперёд!

Близость каменной преграды мы услышали довольно быстро. По звуку казалось, что впереди серьёзный водопад. Но всё оказалось гораздо скромнее и проще.

Мельничная запруда.

Берег, где стояла мельница.

Вероятно, уровень воды в Ловати ещё довольно высокий. Наверное, в другое время я бы даже вышла на берег поискать жернова (а вдруг?), но вспомнив про комаров и почти исчерпанный лимит времени, мы продолжили путь по воде, не забывая любоваться нелюдимыми берегами.

Берег Ловати за Полибино.

А ведь когда-то здесь кипела жизнь. Думаю, лет этак 80 назад мы наверняка бы повстречали не одну жительницу окрестных деревень с вёдрами или бельём.



В районе 18 часов впереди показалась конечная (на этот раз) цель нашего путешествия – подвесной мост в районе д. Никитино. Выглядит он потрясающе живописно, но, увы, похоже, давно не используется и потихоньку приходит в негодность.

Подвесной мост у деревни Никитино.

Подвесной мост у деревни Никитино.

18 часов 20 минут. Ввиду необходимости явиться в город к определённому часу, было решено выйти на берег и пешим ходом добраться до трассы. В итоге в добавление к 13 с лишком километров по воде у нас состоялся почти 4-километровый марш-бросок до «цивилизации». Тут один из наших фотоаппаратов решил, что «маловато будет» и взялся делать снимки самостоятельно. Вот, что у него получилось.



Зато в районе урочища Казачково он обнаружил кусочек мощёной дороги.

Кусочек мощёной дороги.

Спустя час мы вышли на трассу, где и были подобраны нашим спасителем. Саша, огромнейшая тебе благодарность!!! Подводя итоги:

1. За день пройдены уже ставшие стандартными для наших походов примерно 20 километров.

2. Выяснили, что пешком мы ходим гораздо быстрее, чем на лодке. Скорость нашего судна составила в среднем 3 км/час.

3. Решаемся на поездку мы быстро, а вот спим долго. Стартовать в полдень – это слишком поздно, если дома нужно быть к 20 ноль ноль.

4. Ловать после Полибино гораздо интереснее – течение ускоряется, появляются перекаты. Если вздумаем повторить, то спускать судно на воду, скорее всего, будем либо в Полибино, либо вообще в Купуе.

Ну, и напоследок, прилагаю карту нашего водного пути с отмеченными местами, о которых шла речь выше.

Карта сплава по Ловати.

С мечтами о новых походах, ваша Velikolu4anka.