Витте Сергей Юльевич

Витте Сергей Юльевич

Почётный гражданин города Великие Луки.



Выдающийся государственный деятель Российской империи, родился 17(29) июня 1849 г. в Тифлисе в семье члена совета наместничества кавказского. По одним данным, его отец Юлиус Витте был членом немецко-балтийского рыцарства Плескау (Псков), по данным псковского исследователя Н.Ф. Левина, отец Сергея Юльевича с родными братьями и детьми по ходатайству в декабре 1856 г. были внесены в 3-ю часть дворянской родословной книги Псковской губернии по заслугам отца на гражданской службе.

После окончания в 1870 г. Новороссийского университета со степенью кандидата физико-математических наук С.Ю. Витте поступает на службу в управление Одесской линии Юго- Западных железных дорог. Становится ближайшим сотрудником директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева, в ведении которого находилась и Одесская железная дорога, начальником движения которой вскоре становится Витте.

Последующая служебная карьера Сергея Юльевича свидетельствует о его незаурядном таланте руководителя, организатора, финансиста, дипломата, политического деятеля. С г. — 30.08.1892 г. — министр путей сообщений; 30.08.1892 г. - 16.08.1903 г. - министр финансов; 19.10.1905 г. - 2.04.1906 г. — 1-й Председатель Совета министров Российской империи. Мировую славу С.Ю. Витте принесло подписание Портсмутского мира с Японией, по которому Япония отказалась от всех финансовых претензий к России и вынуждена была согласиться только на половину территории острова Сахалин, хотя претендовала на весь остров. В бурные годы первой русской революции Витте принял участие в разработке Манифеста 17 октября 1905 г.

За эти годы с именем Сергея Юльевича связаны значительные успехи России в области строительства железных дорог, проведение кардинальных реформ в области финансов и экономики, в результате которых почти вдвое увеличился государственный бюджет. Совершенствование тарифного законодательства существенно повлияло на развитие пассажирских перевозок. Витте стремился объединить усилия государства и частных кампаний по строительству железных дорог. Одной из таких акций было объединение Москово — Рыбинской железнодорожной линии с Москово — Виндавской. Реорганизованное общество Москово — Виндаво — Рыбинской железной дороги с 1897 г. приступило к строительству линии Дно — Но- восокольники, а с 1898 г. к строительству Москово — Виндавской железной дороги, которая прошла по югу Псковской губернии, в том числе через Великие Луки.

За годы своей деятельности Витте способствовал открытию трех политехнических институтов, 73 коммерческих училищ и множеству других учебных заведений, без которых невозможно было успешное развитие России.

Отдавая дань выдающимся заслугам С.Ю. Витте, общественность 19 российских городов, в том числе 11 губернских, выступила с инициативой присвоения ему звания почетного гражданина. Были среди этих городов и Великие Луки. Как отмечает псковский исследователь Н.Ф. Левин, 26 мая 1899 г. «Псковский городской листок» известил читателей о том, что Великолукская городская дума избрала министра финансов С.Ю. Витте Почетным гражданином Великих Лук за проведение железной дороги вблизи города, а также постановила поместить его портрет в зале заседаний думы. Высочайшее разрешение было получено 8 июля 1899 г., о чем в августе этого года сообщил «Вестник Псковского губернского земства».



Источник:
1. Трофимова Г. Т. Почетные граждане города Великие Луки / Трофимова Г. Т. , Случаева Т. П.; Краеведческий музей г. Великие Луки. - Великие Луки, 2011. -103, [1] c.
2. vlukicultura.ru